Share:

Важность создания концепции общества и природы осознано общественностью как задача не только социально-экономическая, но и нравственная. Она подразумевает необходимость становления экологической культуры, новых ценностных ориентаций в отношениях с природой. 

Гуманизация экологического образования проявляется в том, что наряду с усвоением фундаментальных законов и явлений природы, оно должно развивать и гуманистические идеалы, духовные, нравственные ценности. Новый подход к экологическому образованию, требует, прежде всего, экологического мировоззрения. Экологической личностью, по мнению С. Д. Дерябо и В. А. Ясвина, является личность обладающая экоцентрическим типом экологического сознания. Этот тип сознания характеризуется тремя главными особенностями: 

  1. Психологической включенностью человека в мир природы.
  2. Субъектным характером восприятия природных объектов.
  3. Стремление к непрагматическому взаимодействию с миром природы.

Эти же особенности и являются характеристиками экологической личности. Проанализируем особенности детского восприятия и возможности становления экологической личности в дошкольном возрасте. В зарубежных и отечественных психолого-педагогических исследованиях раскрыты характеристики детского восприятия окружающего мира. Своеобразные представления дошкольника о мире являются следствием поверхностных обобщений, которые делает ребёнок в процессе взаимодействия со своим окружением. Неправомерность этих обобщений обусловлена ограниченностью его практики. Несформированность познавательной сферы приводит к антропоморфизму в отношениях к природе. Так как в жизненном опыте ребёнка причинно-следственные связи между ним и окружающими его людьми предшествуют всем остальным, то совершенно естественным для него является объяснение любых причинно-следственных отношений, отношениями существующими между людьми.